Для начала определение:
Стапель (Building slip, building berth) — прибрежное сооружение на верфи, на котором строятся суда. С. бывают открытые, когда судно строится под открытым небом, и закрытые, когда над С. воздвигается деревянное или каменное здание. Такое здание над С. называют эллингом. С. представляет собою обычно бетонированный помост с уклоном к воде, сооружаемый на свайном основании. С. располагается либо перпендикулярно к урезу воды, либо под некоторым углом в сторону течения воды в тех случаях, когда водоем является недостаточно широким для спуска в него построенных судов. С. имеют уклон в зависимости от величины судов от 1/14 до 1/20.
и ещё:
Стапель Помост и все устройство на берегу, для стройки и спуска кораблей. Ныне стапели строят более крытые. Стапельный помост, спуск. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866
При постройке модели судна перед мастером зачастую встает вопрос: "Как повысить качество сборки и сократить время изготовления, как сделать доступными сложные места, каким образом обеспечить необходимые углы при установке шпангоутов, как закончив постройку сегодня, через несколько дней продолжить с того же самого места, одним словом - как крепить модель на рабочем столе?"
Кто-то предпочитает получать удовольствие от постройки своими руками модели судна, обеспечив себя всем необходимым инструментом и приспособлениями в интернет-магазинах, кто-то изготавливает своими руками нужные в работе устройства, зачастую опираясь на существующие наработки, кто-то, раздобыв чертежи, начинает строить модель с нуля, попутно изготавливая недостающие приспособления.
Поскольку три эти (условные) категории любителей стендового судомоделизма имеют одну цель, но кардинально отличные запросы, мы стараемся в своих разработках учитывать интересы первой группы ("чисто" моделистов). Попутно, т.к. большое количество информации размещается в интернете - также частично захватываем и вторую группу - "народных умельцев".
Попытаемся понять, как совместить в достаточно несложном устройстве довольно разнообразные функции.
Для этого изготавливаем опытный образец стапеля - нам необходимы как минимум фиксация модели вниз и вверх килем, возможность установки шпангоутов. Для каждой задачи - отдельный навесной модуль. Конструкция получается громоздкой и чрезмерно сложной в изготовлении.
Количество деталей переваливает за две сотни, невозможность состыковки различных узлов заставляет пересматривать конструкцию, снижая функциональность в целом.
Чтобы отработать различные возможности для удержания модели в нужном положении, меняем расположение отдельных деталей, что позволяет уменьшить их количество, но несколько усложняет работу с устройством.
Пробуем различные способы закрепления модели в удерживающих устройствах.
Некоторые конструкции достаточно удачны.
Этот мини стапель, при небольших (около 300 мм длиной) размерах, позволяет зафиксировать килевую рамку модели гораздо большей длины. Щиток для шпангоутов движется по направляющим - все как у большого: OLES2 Стапель
Здесь удачная попытка закрепить корпус судна вниз килем и одновременно иметь возможность поворота в вертикальной плоскости. Разбирается на 3 части (что удобно при транспортировке - пересылке): OLES3 Держатель киля.
Используя предыдущий опыт делаем большой стапель, достаточно удобный, являющийся основой, дающей простор для дальнейшего усовершенствования самим моделистом под конкретную модель судна: OLES1 Стапель универсальный.
А также стапель OLES4, отличавшийся способом крепления киля.
В последующих разработках появляется возможность удержания судна вверх килем, фиксации киля подвижными модулями с учетом размеров шпаций (расстояния между устанавливаемыми шпангоутами), а также закрепления модели при отсутствии выступающей нижней части киля.
Начиная с этой модели особое внимание начинаем уделять возможностям стапеля по удерживанию судна вверх килем, а также повороту модели в вертикальной плоскости:
Теперь можно зафиксировать и перемещать в вертикальной плоскости модель любого размера (на фото модель стапеля OLES5 с основанием 700 мм удерживает под углом 45 градусов стапель с длиной основания 500 мм).
Разрабатываем модули, снимая или добавляя детали к которым, удается достичь нескольких целей. Например, закрепив киль, зафиксировать штевни киля, а сняв вертикальные стойки и повернув подвижные части на 180 градусов, установить модель килем вверх.
В каждой последующей разработке обязательно используем наиболее интересные решения уже отработанные на ранних устройствах. Например такие модули, правда в усовершенствованном виде, вошли и в 5, и в 7 модель.
Кроме того прижимные губки этих модулей - пробковые, для более аккуратного зажима хрупкой фанеры киля.
Мы продолжаем работать над усовершенствованием наших стапелей, стараемся снижать их стоимость, одновременно повышая качество, добавляем новые возможности.
На любом этапе постройки на красивом стапеле от нашей компании модель готова для фотографирования, демонстрации, просто для рассматривания автором под любым ракурсом.
Некоторые опции сделаем по вашим размерам, другие постоянно есть на складе (указаны как базовая комплектация.).
Затем был разработан и изготавливался стапель OLES7. Это приспособление имело подвижное основание, позволяющее поворачивать зафиксированную модель под любым углом к поверхности рабочего стола.
Кроме того, добавилось 4 модуля для фиксации модели судна (практически любой ширины) вверх килем.
Средние держатели подвижны, но жестко фиксируются при затягивании "барашков"
Имеется в модельном ряду наших стапелей и такая модель: Стапель судомодельный OLES6, изготовленный полностью из МДФ. Цена на эту модель - 997 рублей.
Поскольку практически любую модель возможно изготовить, что называется, "на коленке", многие моделисты продолжают работать, не используя удобные приспособления для фиксации. Мы решили разработать линейку держателей и стапелей, приобретение которых не ударит по кошельку большинства любителей судомоделизма.
Первым простым держателем в этом ряду стал OLES8.
Следующим стал полнофункциональный стапель OLES9 с длиной основания 700 мм. Мы заменили фанеру на МДФ, что позволило несколько упростить сборку (часть деталей на клею), обработку поверхностей, и, одновременно, улучшило качество стыковки деталей - МДФ менее "капризный" в работе материал. Это позволило почти вдвое уменьшить цену изделия по сравнению с аналогичным стапелем OLES7.
На основании положительного опыта работы с МДФ мы разработали и изготовили держатель корпуса модели OLES10.
Этот, совершенно новый, тип держателя позволяет разместить модель строящегося корабля "вверх килем" для черновой и чистовой обшивки корпуса рейкой (шпоном). Причём он подходит практически для любой модели wooden kit любого производителя и, также, имеет очень "демократичную" цену.
В общем мы работаем для вас — обращайтесь к администратору сайта, пишите в комментариях к заказу ваши пожелания, мы свяжемся с вами и вы сможете получить еще больше удовольствия от своего увлечения.
Стройте корабли, стапеля для вас построим мы!