В настоящее время постройка своими руками деревянных моделей судов возможна несколькими способами.
- Первый вариант - находим в сети или в книгах чертежи или подробные рисунки кораблей, добываем, находим, покупаем материал - фанеру, рейку, металл, клеи и краски и многое, многое другое, обзаводимся большим количеством разнообразного инструмента и приспособлений, выделяем для всего этого помещение - придется пилить - строгать - сверлить, будет много шума и мусора. Теперь, если первоначальный запал ещё не иссяк, можно приступать к выпиливанию киля и шпангоутов.
- Второй вариант - заходите на сайт интернет - магазина (например, hobby4me.ru), в разделе "Модели судов" находите понравившуюся вам модель судна - парусник или пароход, торговое или военное, современное или историческое - выбор очень велик. В разделе инструмент выбираете нужные приспособления, оформляете заказ - и через несколько дней можно приступать к склейке каркаса.
Сразу можно сказать - при втором варианте шума и грязи будет меньше. Основными инструментами станут модельный нож, кусачки, пинцет, надфили, шкурник, сверлилка и гвоздарь. А в результате - удовольствие от постройки своими руками уменьшенной копии настоящего, до мельчайших подробностей, судна.
Что же мы получаем в коробке с деревянным набором (англ. wooden kit) модели судна?
Подробные чертежи и схемы - обычно на нескольких листах большого формата в масштабе 1:1, пошаговые фотоинструкции либо описание сборки отдельных узлов со множеством иллюстраций. Спецификации с наименованиями всех деталей, количеством, размером, материалом и местом расположения. Также схемы вязки, проводки, крепления такелажа, как обвязать десятки блоков, юферсов, схемы обвески - всё очень подробно.
Каркас корпуса модели
Самые крупные в коробке - детали корпуса судна - киль, шпангоуты, палубы и т.д. Эти части модели уже вырезаны из фанеры. В зависимости от резки, применяемой производителем (лазерной или механической), фанерные детали находятся либо в листах и требуется отделить их, перерезав перемычки, либо детали уже отделены и упакованы. У некоторых производителей корпус судна может быть цельнодеревянный (небольшие модели производителя Mamoli) или пластмассовый под покраску (напр., у Billing Boats)
При традиционной конструкции корпуса сборку модели, как правило, начинают с подготовки килевой рамки и шпангоутов к установке, обработки шкуркой, снятия малки (см. статью), подготовки посадочных мест, взаимного выравнивания и склеивания каркаса корпуса. На этом этапе успех во многом зависит от правильного взаимного расположения деталей каркаса. Значительно облегчит задачу судомодельный стапель. Он позволит надежно закрепить килевую рамку на рабочей поверхности, выставить перпендикуляры при помощи шпангоутного щитка, установить палубу и т.д.
Первичная (черновая) обшивка корпуса
Но вот каркас корпуса собран, и следующим большим и очень важным этапом постройки модели будет черновая обшивка корпуса. Производители комплектуют наборы рейкой различной ширины легко обрабатываемых пород древесины (чаще липовой, реже других неценных пород - бальза, сосна и т.п.) Первичная черновая обшивка корпуса обычно выполняется из более толстых реек (иногда до 2 мм толщиной). Иногда производитель комплектует наборы двойным комплектом реек для черновой обшивки (например, липа и бальза) и дает таким образом "право на ошибку", возможность исправить огрехи.
Задача первого слоя - получить правильные обводы корпуса модели, придать ему необходимую жесткость. Достаточная толщина входящих в набор реек позволит при обработке корпуса шкуркой (затирке) избежать истончения материала и создать идеально ровную гладкую поверхность для последующей чистовой обшивки тонкими рейками.
Клей, необходимый на этом этапе работы, в набор, как правило, не входит. При покупке набора нужно учесть этот момент.
Тщательно обработав поверхность первичной обшивки, проконтролировав отсутствие провалов и изломов и выполнив рекомендации инструкции по обшивке и обработке фальшбортов, пушечных портов, кормы, ахтерштевня и др., переходим к чистовой обшивке корпуса.
Чистовая обшивка
Если на этапе первичной обшивки удалось избежать грубых ошибок, то чистовая обшивка на основе уже полученного опыта не должна составить большого труда. В наборе, как правило, несколько видов реек из ценных пород дерева. Следуя руководству по изготовлению и собственному эстетическому чувству, можно достичь прекрасных результатов. На этом же этапе нужно будет устанавливать большинство деталей, относящихся к корпусу судна: обрабатываются все проемы - окна, люки, пушечные порты, проводятся все работы с фальшбортом, обклеиваются чистовой рейкой корма, палуба, борта судна, обрабатываются и подгоняются отверстия под рангоут. Все эти детали входят в комплект - остается следовать рекомендациям и инструкции, иногда проявляя творческий подход. Это и делает каждую модель индивидуальной, придает ей характер и шарм - ни одна из собранных моделей при близком рассмотрении не похожа на такую же из соседней коробки.
Для чистовой обшивки используется древесина груши, вишни, красного дерева, бука, граба, ореха различных оттенков и др., а также такие экзотические, как танганика, анегри, манзония, мукали, падук, сапелли, рамин, зеленый верди и др. Заканчивая чистовую обшивку, в зависимости от технологии, рекомендуемой производителем в руководстве по сборке, на корпус наносят лакокрасочное покрытие, и будущее судно предстает перед мастером во всей красе, проявляется текстура древесины, ее цвет и, если использовалось дерево разных оттенков - контрасты и переходы, иногда очень впечатляющие.
Стоит отметить, что шпатлевка, краски и лаки в набор также не входят - их можно приобрести отдельно, сообразуясь со своими представлениями о будущей модели и прислушиваясь к мнению опытных моделистов.
Отделка корпуса модели с установкой дельных вещей.
Следующий шаг - установка деталей отделки корпуса, палубных надстроек, элементов декора, дельных вещей (скоб, уток, клюзов, люверсов, трапов, дверей, люков, различных стоек, решеток) и т.п. В наборе большое количество таких деталей, часто проработанных до мельчайших подробностей.
Проблем с определением назначения той или иной детали возникнуть не должно. У большинства производителей комплектующие находятся в маркированных коробочках или пакетах - номера соответствуют спецификации и чертежам. Детали деревянные, латунное литье, фототравленные элементы декора обычно хорошего качества. На этом этапе предстоит много мелкой, кропотливой работы, подгонки, сборки, склейки сложных деталей - именно сейчас модель обретает свое лицо, каждый мастер добавляет что-то от себя, делает ту или иную деталь оригинальной, исходя из своего опыта и понимания темы. На модель устанавливаются шлюпки, трапы, пушечные станки с пушками, русленя с юферсами и др. - результатом этой работы станет готовность корпуса модели к установке парусного вооружения - рангоута, такелажа и собственно парусов.
Установка парусного вооружения.
Можно отметить, что сложность и красота готового корпуса судна, прекрасно детализированного и оснащенного всем необходимым, обусловило существование такого типа моделей, как безрангоутные, т.е. не несущих рангоута и такелажа. Мастерски выполненный корпус модели в этом случае становится законченным произведением.
Рангоут собирается из круглых деревянных заготовок, входящих в набор. По мере изготовления мачт со стеньгами, реями и т.д. и установки на них необходимых блоков, обухов, моделист приобретает бесценный опыт, а модель - завершённый вид.
Здесь недостаточно будет простого следования пунктам инструкции - на этом этапе начинающий моделист знакомится со многими новыми терминами и обозначениями деталей судна, находящимися в тесной и строгой связи друг с другом - это увлекательная головоломка, которая в конечном счете находит свое решение. К тому же огромное количество блоков, юферсов, входящих в набор, в результате кропотливой работы должны получить свою обвязку, найти свое место, чтобы, в конечном счете, стать источником опыта при изготовлении более серьезных моделей. Недаром считается, что сложный, красивый рангоут и такелаж судна с интересными решениями классических узлов для искушенного моделиста настолько важен, что судно так и остается без парусов или вооружается ими лишь частично. Кстати, по этой причине многие производители наиболее интересные в этом плане модели не комплектуют парусами или тканью для них. Их можно приобрести отдельно.
Модели же для начинающих (1-2 звездочки на странице товара в интернет-магазине) часто имеют несколько упрощенный такелаж и рангоут, паруса и флаги входят в комплект - новичок-моделист получает в результате полностью оснащённое судно.
При проводке такелажа необходимо воспользоваться прилагаемыми чертежами - разобраться новичку в хитросплетениях, имеющих к тому же сложные названия "канатов" (в набор могут входить несколько видов нитей) поначалу будет сложно.
Постройка модели судна - сложное и увлекательное занятие. Для многих моделистов важно видеть результат своего труда. Модели "из коробки" позволяют с минимальными затратами времени и сил на подготовительные мероприятия и поиск необходимых комплектующих реализовывать стремление строить своими руками образцы прекрасных судов, радующих людей и украшающих собою нашу жизнь.
Сергей Олисов