21 июня 2012 года в дни проведения Петербургского Экономического Форума на Английской набережной в порту Санкт-Петербург пришвартовалось Учебное Парусное Судно (УПС) «Крузенштерн».
В последний день стоянки барк был открыт для посетителей целый день. Коллектив нашей компании не мог пройти мимо такого события и мы посетили легендарное судно. Тёплым солнечным днем мы поднялись на борт одного из крупнейших парусников мира.
История парусника напрямую связана со многими историческими событиями, сложна и необычайно интересна.
Большой стальной четырехмачтовый барк был заказан на верфи Дж. Текленборга в Гестемюнде (Бремерхафен) компанией «F. Laeizs» в 1925 году и уже 23 июня 1926 года судно было спущено на воду. Оснастка была установлена на верфи Blohm & Voss в Гамбурге. По традиции названия новым судам компании давали женщины из семьи главы фирмы – новый барк получил название «Padua»(Падуя) от одиннадцатилетней Кристины Лайеш, дочери одного из владельцев.
На момент постройки «Падуя» вошла в десятку крупнейших парусников мира и относилась к классическим «виндджаммерам» - «выжимателям ветра», последнему поколению парусников, которые благодаря техническим достижениям смогли конкурировать с паровыми судами.
Длина барка составила 114,5м, ширина 14,02, осадка 7,2м, полное водоизмещение 6400т.
Высота четырех мачт — 56 метров, а общая площадь парусов от 3400 до 3800 кв. м. Общий вес рангоута составил около 200 тонн.
Судно имело 4 трюма на 4000 тонн груза.
В свое первое плавание судно отправилось 30 августа 1926 года и до 1941 года совершило 17 рейсов, из них 15 трансокеанских — в Чили и Австралию. Парусник установил несколько рекордов скорости - из Гамбурга до Талькауано (Чили), вокруг мыса Горн, за 87 суток, и обратно за 94 суток, из Гамбурга до Порт-Линкольна (Австралия) в 1933 - 34 годах — за 67 суток.
Во время 2-й мировой войны была сделана попытка использовать «Падую» в качестве военного корабля — в 1943 на борт была установлена пушка, однако в том же году корабль был поставлен на прикол, для ведения современной войны немецкое командование сочло его непригодным.
По решению Потсдамской конференции флот Германии был поделен между союзниками и в качестве репараций в январе 1946 парусник был передан СССР.
В феврале 1946 парусник получил новое название – «Крузенштерн» в честь Ивана Федоровича Крузенштерна (1770–1846) — русского мореплавателя, начальника первой кругосветной экспедиции, одного из основоположников Российской океанологии, адмирала.
После капремонта и дооборудования (1959-1961 г.) в Кронштадте. На судне установили вспомогательные два восьмицилиндровых дизеля мощностью 800 л.с., и оно стало парусно-моторным. В 1961 г. экспедиционно-океанографическое судно Академии наук СССР «Крузенштерн» выполняло научно-исследовательские работы в Атлантике, одновременно на судне проходили морскую практику курсанты военно-морских учебных заведений. Фактически с этого времени началось использование судна в качестве учебного.
С 1967 учебный парусник «Крузенштерн» ходил под вымпелом флота рыбной промышленности СССР (порт приписки Рига), в 1983 стал гордостью флотилии «Эстрыбпрома» в городе Таллине (Эстония). В 1991 портом приписки учебного парусного судна стал российский Калининград.
В 1968 - 1971 гг. на "Крузенштерн" поставили новейшее оборудование, спутниковую систему навигации, и он превратился в современное учебное судно.
С 1974 г. "Крузенштерн" - неизменный участник всемирных слетов учебных парусников, проводимых STA. В 1974 г. участвуя в регате барк завоевал главный приз - серебрянную "Cutty Sark". В том же году пересек Атланитку и прибыл на Кубу.
Сегодня на судне проходят стажировку курсанты высших и средних морских школ. Парусник активно участвует в международных парусных регатах — рекордную скорость 17,4 узлов (32,4 км/ч) барк развил в 1992 году между Бостоном и Ливерпулем участвуя в регате в честь 500-летия открытия Колумбом Америки. На судне 74 человека экипажа, и 164 курсанта.
Кстати, при использовании парусов барк может развить большую скорость (17 узлов), чем на двигателях (10 узлов). Как правило, в походах одну треть пути судно проходит под парусами, а две трети в смешанном режиме, либо только на двигателях.
Последнее грандиозное мероприятие,героем которого стал барк "Крузенштерн", - трансатлантическая гонка парусников "Миллениум", состоявшийся летом 2000 г. и в очередной раз занял первое место и завоевал главный приз регаты.
Можно сколько угодно рассказывать о технических характеристиках судна, его истории и достижениях, но, что может сравниться с возможностью самому ступить на надраенную до блеска палубу, подержать штурвал, своими глазами увидеть навигационные приборы парусника, его рангоут и фантастический такелаж. С удивительной возможностью вырваться ненадолго из круга ежедневных дел и увидеть мир совсем другим — большим, ярким, ощутить на себе дух приключений и романтики моря.
Сергей Олисов